В исполнении постановления КДНиЗП № 1-3 от 16.01.2024 «Об организации взаимодействия по исполнению Закона Алтайского края от 05.12.2023 № 99-ЗС «Об общественных наставниках несовершеннолетних в Алтайском крае». Предлагаем ознакомиться с Данной информацией :
Статья 1. Основные понятия, цели и задачи деятельности общественных наставников
1. Общественный наставник несовершеннолетних (далее — общественный наставник) — гражданин, отвечающий требованиям, установленным настоящим Законом, и оказывающий помощь в воспитании и защите прав несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа.
2. Для целей настоящего Закона применяются иные понятия в значениях, определенных Федеральным законом«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», иными федеральными законами и законами Алтайского края.
3. Основными целями деятельности общественного наставника являются:
1) участие в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними в целях предупреждения антиобщественных действий несовершеннолетних, совершения общественно опасных деяний, преступлений, в том числе повторно;
2) взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
4. Основными задачами деятельности общественного наставника являются:
1) содействие в обеспечении предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетнего, выявлении и устранении причин и условий, способствующих этому, защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
2) участие в проводимой органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
3) участие в выявлении и пресечении случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Статья 2. Требования к общественным наставникам
1. Общественным наставником может быть совершеннолетний гражданин Российской Федерации, проживающий в том же муниципальном образовании, что и несовершеннолетний, по своим деловым и моральным качествам способный выступать положительным примером для несовершеннолетнего. В качестве общественных наставников не могут назначаться представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являющиеся исполнителями мероприятий межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.
2. Общественный наставник выполняет свои обязанности на добровольной и безвозмездной основе до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет либо до отмены наставничества.
3. Общественными наставниками не могут быть лица:
1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
2) имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи;
3) имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в пункте 2 настоящей части;
4) имеющие психические заболевания, больные наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.
4. Лица из числа указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), могут быть допущены к наставнической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края в соответствии с частью 2.1 статьи 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений».
Статья 3. Предложения о кандидатурах общественных наставников
1. Предложения о кандидатурах общественных наставников в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссия) вносят органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы государственной власти и местного самоуправления с приложением следующих документов:
1) заявление;
2) анкета кандидата в общественные наставники;
3) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
4) справка из психоневрологического и наркологического диспансеров о том, что кандидат в общественные наставники не состоит на учете в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
5) характеристика с места работы (службы) или учебы кандидата в общественные наставники;
6) письменное согласие на получение, хранение, использование, обработку персональных данных.
2. Формы заявления и анкеты кандидата в общественные наставники устанавливаются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края. В анкете обязательно указывается об отсутствии обстоятельств, указанных в части 3 статьи 2 настоящего Закона.
Статья 4. Порядок закрепления общественных наставников
1. Комиссия в течение 30 календарных дней:
1) рассматривает поступившие предложения о кандидатах в общественные наставники;
2) организует собеседование с кандидатами в общественные наставники и по результатам собеседования на заседании комиссии принимает решение о закреплении общественного наставника за несовершеннолетним с учетом письменного мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, и с согласия его родителей или иных законных представителей. Решение комиссии оформляется постановлением.
2. При закреплении общественного наставника за несовершеннолетним учитывается характер, возраст, другие обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего, а также согласие общественного наставника выполнять возлагаемые на него обязанности по отношению к конкретному несовершеннолетнему.
3. Комиссия в пятидневный срок со дня принятия решения о закреплении общественного наставника за несовершеннолетним в письменной форме сообщает о принятом решении по месту работы (занятости) общественного наставника. Информация о принятом решении также доводится до сведения родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего путем ознакомления с соответствующим постановлением комиссии.
4. Межведомственные индивидуальные программы реабилитации и адаптации разрабатываются (корректируются) и реализуются специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с участием общественного наставника. Программы подлежат утверждению комиссией.
5. Общественные наставники проводят свою работу во взаимодействии с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также представителями общественности.
6. Анализ результатов работы общественного наставника осуществляет комиссия при рассмотрении вопроса исполнения межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.
7. Методическое сопровождение общественных наставников осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере образования (в том числе путем принятия нормативных правовых актов по данным вопросам).
Статья 5. Права и обязанности общественного наставника
1. Общественный наставник имеет право:
1) вносить в комиссию предложения по осуществлению мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего;
2) обращаться в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае за консультацией и содействием в связи с исполнением обязанностей общественного наставника при реализации индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего;
3) участвовать в заседании комиссии при рассмотрении вопросов, затрагивающих права несовершеннолетнего, общественным наставником которого он является;
4) участвовать в профилактической работе с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
2. Общественный наставник обязан:
1) знать основы законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также особенности психофизического развития несовершеннолетних;
2) с помощью личного примера способствовать формированию у несовершеннолетнего законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, морально-нравственных ценностей, патриотизма, а также повышению образовательного и культурного уровня несовершеннолетнего;
3) информировать комиссию о результатах своей работы при рассмотрении комиссией вопроса исполнения межведомственной индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего;
4) представлять в комиссию информацию о проводимой с несовершеннолетним работе и ее результатах в сроки, установленные постановлением комиссии;
5) соблюдать конфиденциальность сведений о частной жизни несовершеннолетнего и его семьи, полученных при осуществлении деятельности в качестве общественного наставника.